Действующее законодательство вполне допускает деятельность ИП без печати. Все документы предприниматель может скреплять лишь своей личной подписью. При этом они будут иметь законную силу. В то же время при отсутствии печати бизнесмен рискует столкнуться с множеством самых разнообразных проблем.
Несмотря на то что предприниматель имеет право не использовать печать для заверения документов, лучше все же сделать ее. В противном случае и клиенты, и деловые партнеры будут требовать либо оттиск на оформляемых бумагах, либо представление письма о его отсутствии.
В чем, собственно, проблема? Все дело в том, что документ, скрепленный исключительно подписью, может быть признан недействительным. Вышеупомянутое письмо исключает эту возможность, так как является подтверждением отсутствия печати и сводит к минимуму простор для мошеннических действий.
Как составить письмо об отсутствии оттиска
Данный документ призван подтвердить, что ИП работает без печати. Он составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать следующие данные:
• фамилия, имя и отчество ИП либо наименование предприятия;
• номер налогоплательщика (ИНН);
• регистрационный номер предпринимателя (ОГРНИП).
Письмо заверяется личной подписью предпринимателя. Составить его – дело нескольких минут, однако если вы сотрудничаете с большим количеством крупных контрагентов, придется снова и снова повторять данную процедуру. Гораздо проще заказать изготовление печати, которое осуществляется всего за несколько минут.
В каких случаях обойтись без печати невозможно
Необходимость постоянно составлять письмо, о котором мы рассказали выше – это не единственный недостаток отсутствия печати. Кроме того, без нее вряд ли получится полноценно вести бизнес. ИП просто обязан иметь собственный оттиск в любой из перечисленных ниже ситуаций:
1. Открытие расчетного счета в банке. Требование заверять документы печать выдвигает подавляющее большинство финансовых учреждений. Согласно законодательству, ИП может обойтись и без счета, однако в этом случае серьезность бизнеса будет вызывать вполне обоснованные сомнения.
2. Оформление приходных кассовых ордеров, а также путевых листов и целого ряда других документов, сопровождающих хозяйственную деятельность.
3. Подписание бланков строгой отчетности. Если предприниматель не использует кассовое оборудование и выдает такие документы, их придется заверять не только подписью, но и печатью.
4. Подача заявки на участие в государственных тендерах.
5. Оформление доверенности на выполнение каких-либо действий от имени ИП.
Кроме того, оттиск просто необходим, если ИП нанимает сотрудников на свое предприятие. Все дело в том, что этот процесс сопровождается соответствующей записью в трудовой книжке работника. Без печати данная запись не будет признана действительной.
Читайте также: Как правильно заполнить платежное поручение
Взвешиваем все за и против печати для ИП
Основные минусы использования предпринимателем собственной печати – это необходимость оплачивать ее изготовление и ремонт, а также постоянно иметь оттиск при себе. Если мы взглянем на преимущества, то сразу же увидим, что их значительно больше:
• возможность отказаться от использования кассового аппарата для учета доходов; все накладные и товарные чеки будут заверяться печатью;
• сведение к минимуму риска подделки документов, оформляемых предпринимателем;
• возможность без проблем нанимать на работу сотрудников;
• участие в государственных тендерах и получение выгодных заказов;
• получение более высокого статуса в глазах клиентов и деловых партнеров.
Серьезный бизнес без печати просто невозможен, поэтому лучше заказать ее сразу же после регистрации ИП.
Как должна выглядеть печать индивидуального предпринимателя
Если вы решили заказать печать, необходимо следить, чтобы изделие полностью соответствовало требованиям законодательства:
1. На оттиске может использоваться символика, выбранная ИП. При этом она не должна копировать государственный герб и символы населенного пункта, а также логотипы работающих на рынке компаний.
2. Форма изделия может быть либо традиционной круглой (диаметром 38-42 мм), либо прямоугольной (35-50 или 70-100 мм) или квадратной.
3. Допускается использование как ручной, так и более удобной автоматической печати. Последняя обойдется значительно дороже, но зато резко повысит статус бизнесмена в глазах контрагентов.
4. На оттиске должны отображаться такие данные, как Ф. И. О. предпринимателя, наименование населенного пункта, регистрационный и идентификационный номера.
Любой сервис, занимающийся изготовлением печатей, отлично знает обо всех этих требованиях, поэтому сможет предложить предпринимателю наиболее подходящий для него вариант. Ограничений по дизайну практически нет, что позволяет создать уникальный оттиск, защищенный от подделки. Недорогую печать можно заказать по уже готовому образцу. Сроки изготовления изделий, а также стоимость услуг напрямую зависят от сложности и объема работ. Основанием для заказа оттиска является свидетельство о регистрации ИП.