Использование кассового аппарата на предприятиях регулируется законодательством. Это устройство обязательно регистрируется в налоговой инспекции, а в некоторых случаях оно оснащено системой подачи моментальных отчетов. Приобретение и регистрация кассового аппарата – обязанность предпринимателей, которые оказывают определенные услуги или реализуют разнообразные товары. Разберемся, как проводится регистрация кассового аппарата для ИП.
Какие виды деятельности не требуют наличия кассы
Как и в любом правиле, в работе индивидуального предпринимателя имеются исключения. Есть несколько ситуаций, когда предприниматель может не устанавливать кассу:
- При выборе системы налогообложения ЕНВД или ПСН. Если покупателю необходимо подтверждение покупки, то ему можно выдать квитанцию или товарный чек.
- Использование в деятельности бланков строгой отчетности: талонов, абонементов, билетов, путевок и прочих.
- Некоторые виды деятельности допускают отсутствие кассового аппарата. К ним относятся:
- продажа газет, мороженого, безалкогольных напитков (в том числе и из цистерн), в этом случае от реализации сопутствующих товаров ИП должен получать не более 50% прибыли;
- размещение предприятия в труднодоступных местах;
- продажа фармацевтических препаратов при ФАП и амбулаториях в сельской местности (важно условие – аптек в населенном пункте быть не должно);
- реализация ценных бумаг и лотерейных билетов;
- создание точки питания при образовательном учреждении;
- прием вторсырья, кроме металлолома;
- торговля с лотков, тележек и в стационарных пунктах, размещенных на ярмарках;
- продажа предметов, имеющих отношение к религиозным культам;
- реализация в вагонах чайной продукции.
Читайте также: Как правильно указать реквизиты ИП в договоре и образец
Во всех остальных случаях необходимо приобрести кассовый аппарат и фиксировать поступления денежных средств от населения с его помощью.
Сотрудники налоговой инспекции имеют право проверить деятельность индивидуального предпринимателя. Если он будет работать без кассового аппарата, то они выпишут штраф в размере 3-4 тысяч рублей. Наемный сотрудник, который работает на предпринимателя без ККМ, также может получить штраф от 1 500 до 2 000 рублей.
Требования к устройству

- пломб установленного образца;
- фискальной памяти;
- возможности установки точной даты и времени.
В реестре есть информация, которая позволит выбрать модель аппарата, подходящую для ИП. Это делается по реквизитам, которые нужно указывать в чеке. Кроме того, помочь с выбором аппарата вам могут организации, реализующие и обслуживающие эту технику. Вам понадобится обратиться туда, чтобы заключить договор на проведение необходимого ремонта или профилактических работ.
Пакет документов
После приобретения техники вам необходимо провести ее регистрацию. Для этого нужно собрать документы. От предпринимателей требуются бумаги:
- свидетельство о регистрации;
- ИНН;
- голограммы и договор на обслуживание аппарата (получаются в Центре технического обслуживания – ПТО);
- паспорт ККМ;
- правильно оформленный журнал кассира;
- заявление, заполненное по форме 1110021 (заполняется на месте).
С этим пакетом документов необходимо обратиться в ФНС. Там рассмотрят эти бумаги и вынесут решение.
Сколько стоит касса для ИП и ее регистрация
Никаких пошли и платежей за постановку на учет ККМ не существует. Вам необходимо заплатить только сотрудникам Центра технического обслуживания и приобрести аппарат. Его цена варьируется от 8 до 25 тысяч рублей. По договору с ПТО ежемесячно вам следует оплатить около 300 рублей на обслуживание, а замена блока ЭКЛЗ обойдется дополнительно в 6 тысяч рублей. Итого за год обслуживания необходимо будет отдать около 10 тысяч рублей.
Постановка на учет кассового аппарата происходит в течение 5 рабочих дней, это срок не включает время на покупку и визит в ПТО. Отсчитывать это время необходимо с момента подачи документации в налоговую службу. В течение этого периода инспектор ФНС рассмотрит бумаги и вынесет решение.
Регистрация кассового аппарата: нюансы
В отличие от юридических лиц, ИП должны проводить регистрацию по месту своей регистрации, которое совпадает с адресом проживания. Например, если вы зарегистрировались в Москве, то поставить на учет кассовую технику в другом городе будет невозможно. Кроме того, перед подачей документов необходимо учитывать нюансы:
- При упрощенной системе налогообложения регистрация проходит на общих основаниях. От кассового аппарата могут отказаться лишь предприниматели, виды деятельности которых совпадают с перечисленными в ФЗ № 54 от 2003 года (пункт 2 статья 3).
- При ЕНВД (вмененном налоге) ИП имеют право выдавать вместо кассовых чеков квитанции, но по своему желанию они вправе поставить в торговой точке кассу. В этом случае она может не иметь блок фискальной памяти. На учет в ФНС ее также разрешается не ставить.
Налоговая служба имеет право отказать предпринимателю в регистрации техники про одной или нескольким причинам:
- модель не соответствует требованиям законодательства, она не включена в единый реестр;
- отсутствие пломб, голограмм;
- аппарат имеет неисправности;
- предприниматель сделал ошибку в заявлении или подал не полный пакет документов;
- чеки отчетов, представленные в ФНС, не были напечатаны с использованием фискального режима.
Читайте также: Как узнать ОКПО для ИП разными способами
Если предприниматель работает не первый год, ему необходимо знать случаи, когда требуется перерегистрация техники:
- при изменении Ф. И. О. или адреса осуществления деятельности;
- после замены блока фискальной памяти;
- при заключении договора с другим центром технического обслуживания.
В этих случаях сотрудники налоговой и организации ПТО осматривают аппарат и выдают предпринимателю документы с измененными данными. При изменении системы налогообложения на ЕНВД, перехода к деятельности, не требующей выдачи кассовых чеков, или прекращении работы ИП необходимо снять технику с учета в ФНС. В этом случае сотруднику ПТО предстоит зафиксировать показания денежных счетчиков, а инспектор ФНС зафиксирует в документации факт снятия с учета аппарата.