Какую роль играет дебет и кредит в бухгалтерском учете



Если раньше бухгалтерский учет оставался для подавляющего большинства людей тайной за семью замками и был доступен лишь специально обученным специалистам, то сегодня многие пытаются освоить его тонкости самостоятельно. Ведь знание азов бухгалтерии – это неотъемлемая часть финансовой грамотности.

Начинать знакомство с этой сложной для непосвященных наукой нужно с основных понятий. Таковыми являются «дебет», «кредит» и «сальдо». Именно о них мы и поговорим в данной статье.

Дебет в бухгалтерском учете простыми словами

Само слово «дебет» в переводе с латыни означает «должен он». В бухгалтерии оно используется для обозначения средств, которые пополняют баланс предприятия. То есть поступают на его счет.

Чтобы разобраться в данном понятии подробнее, возьмем среднестатистическую семью, которая регулярно планирует семейный бюджет. Дебетом для такой домашней бухгалтерии будет заработная плата, получаемая одним или обоими супругами.

На предприятии он может обозначать не только деньги, поступающие на счет, но и любые материальные ценности.

Кредит в бухучете

Слово «кредит» на той же латыни звучит, как «должен я». Но его использование в бухгалтерском учете имеет другой смысл. Кредит – это расход денежных средств и материальных ценностей с баланса организации.

Чтобы упростить понятие, вернемся к нашему семейному бюджету. В нем, в графе «Кредит» будут указываться те суммы, которые были потрачены на какие-либо покупки.

Зная, что такое дебет и кредит, несложно догадаться и о значении слова «сальдо». Оно обозначает остаток на счете после сведения суммы доходов и расходов.

Полезное:  МРОТ в Мурманской области в 2023 году

Дебет и кредит в бухгалтерских счетах

Рассчитывая семейный бюджет, совсем несложно свести дебет с кредитом, так как нам придется иметь дело всего с двумя колонками цифр, обозначающими расходы и доходы.

Дебет и кредит в бухгалтерском учете предприятия – более сложная штука. Ведь в нем предусмотрено целых 99 счетов, которые делятся на:

1. Активные, которые предназначены для учета активов организации. В них отображается приход средств, а также их наличие в настоящий момент времени и списание. На таких счетах дебет обозначает прибытие наличных в кассу предприятия, материальных ценностей, валютных средств, а также задолженностей перед контрагентами. Кредит используется для обозначения расходов как финансов, так и материальных активов.
2. Пассивные счета. Они учитывают источники доходов предприятия, а также долговые обязательства. К примеру, именно к ним относятся счета для учета амортизационных расходов, налога на добавленную стоимость, расчетов с поставщиками продукции или сырья. В дебет на них записываются те расходы, которые идут на заработную плату сотрудникам или на уплату налогов, а в кредит – такие доходы, как погашение задолженностей кредиторами, повышение прибыли предприятия или поступление денег в кассу.
3. Смешанные или активно-пассивные счета. На них дебет, как и в первом случае, обозначает приход, а кредит – расход.

Полезное:  Как рассчитать 18 процентов НДС от суммы

Читайте также: Как составить договор аренды между ИП и ИП

Дебет и кредит на простых примерах

Бухгалтеры на предприятиях ведут двойной учет, что объясняется простой поговоркой: «Если где-то что-то убыло, то в другом месте оно обязательно прибыло». Именно эту народную мудрость мы возьмем за основу, объясняя понятия дебета и кредита на примерах.

Итак, компания совершает оплату за товар, поставленный контрагентом. Это означает увеличение дебиторской задолженности. То есть, той суммы материальных средств, которые предприятию должны третьи лица. Именно поэтому она отображается на дебете 60-го счета, который так и называется: «Расчеты с подрядчиками и поставщиками». Одновременно с этим та же сумма заносится на кредит счета 51 «Расчетный счет», так как она была с него снята. В результате получается такая проводка: Дебет 60 Кредит 51 «Расчет с поставщиком за партию товара».

После того как контрагент поставит компании уже оплаченный товар, необходимо вновь отобразить эту операцию в бухгалтерском учете. Делается это следующим образом:

Полезное:  Какая стоимость применяется при начислении амортизации

• на кредит счета 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками» заносится сумма, на которую уменьшилась дебиторская задолженность;
• на дебет счета 41 «Товары» вносится число, на которое увеличилось количество материально-товарных ценностей.

В итоге получается такая проводка: Дебет 41 Кредит 60 «Поставка оплаченных товаров».

То есть если с одного счета часть денежных или материально-товарных средств списывается на кредит, то на другом счете она обязательно вносится в дебет.

По бухгалтерским счетам несложно определить, как именно обстоят дела предприятия в настоящий момент времени. Если дебет увеличивается на активном счете, это означает, что сумма материально-товарных ценностей компании возросла. Если же такой рост наблюдается на пассивных счетах, количество имущества уменьшается.

Бесплатная консультация юриста!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: