В 2018 году была отменена географическая привязка места получения государственных услуг через МФЦ к адресу прописки. Это упростило жизнь множеству граждан, в том числе и индивидуальным предпринимателям. Теперь они готовы открывать и закрывать свой бизнес вне зависимости от места регистрации и фактического проживания. Однако не все знают, можно ли закрыть свое ИП в МФЦ. Разберемся в этом вопросе.
Особенности работы МФЦ
Многофункциональные центры открыты, чтобы на всех этапах получения государственной услуги гражданину не нужно было обращаться в различные инстанции. При открытии или прекращении работы бизнеса сотрудники МФЦ уведомят о событии все необходимые госорганы.
Также задачей МФЦ является сокращение количества документов и сроков оформления. Граждане могут не только зарегистрировать бизнес, но и получить по нему консультацию. Немаловажно, что при обращении в МФЦ во многих случаях удастся сократить время на визит, для этого достаточно записаться на прием в удобное время заранее.
Читайте также: Как заполняется и сдается нулевая отчетность ООО на ОСНО
Преимущества и недостатки обращения в многофункциональный центр
Система распределения очередей и возможность записаться на прием к специалисту заранее сделала МФЦ очень востребованной. Также у этой организации есть еще несколько плюсов:
- высокая скорость обслуживания;
- одинаковый принцип работы по всей стране;
- возможность получения государственных услуг в другом городе (например, вы можете переехать из СПб в Москву и уже в столице закрыть свой ИП);
- вариант одновременного решения сразу нескольких вопросов;
- консультирование на всех этапах закрытия бизнеса;
- хороший уровень обслуживания;
- график работы более удобен.
Недостаток МФЦ в том, что часто в них работают сотрудники, которые компетентны только в одной области. Например, вам с ними стоит проконсультироваться по поводу бизнеса, но ответить на вопросы по регистрации недвижимости они уже не смогут. Чаще всего такую ситуацию реально наблюдать в небольших городах – Воронеже, Кирове и других.
Алгоритм закрытия ИП через МФЦ
Так как предоставление госуслуг теперь не привязано к месту прописки, индивидуальный предприниматель может обратиться в ближайший МФЦ. Предварительно ему необходимо определиться с основаниями ликвидации собственного предприятия:
- свое решение;
- смерть физического лица;
- аннулирование вида на жительство в РФ;
- судебный запрет на ведение предпринимательской деятельности;
- банкротство.

- Ф. И. О.;
- реквизиты (ИНН и ОГРНИП);
- свои контактные данные: адрес, email и номер телефона;
- причину ликвидации предприятия.
Кроме заявления, которое можно предварительно распечатать с сайта МФЦ и заполнить, предпринимателю нужно подготовить следующий пакет бумаг:
- ИНН и его копия;
- собственный паспорт (заранее снимите с его страниц копии);
- справку из ПФР об отсутствии задолженности по взносам;
- квитанция об уплате пошлины.
На месте нужно заполнить стандартную доверенность, согласно которой вы передаете сотрудникам МФЦ право обращаться в основные инстанции. Еще одна доверенность потребуется, если вы хотите поручить передачу документов другому человеку. При веских основаниях необходимо иметь на руках подтверждающие документы (свидетельство о смерти или судебное решение).
Государственная пошлина уплачивается в адрес ФНС. Ее размер составляет всего 160 рублей. Оплату можно провести в банке или онлайн на сайте государственного органа. Предпринимателю следует решить еще один финансовый вопрос – перед ликвидацией необходимо закрыть все счета в банках, которые для ведения бизнеса. Об этом не нужно уведомлять контролирующие органы, но самому ИП пропускать этот шаг не стоит.
Завершающий этап – передача документов в МФЦ. Для этого можно записаться на прием или прийти в любое удобное время в ближайшее отделение госструктуры. Существуют и иные варианты:
- отправить на прием третье лицо (для этого необходимо предварительно оформить доверенность и заверить ее нотариально);
- направить заказным письмом.
Не так давно появился еще один вариант – обратиться к сайту «Госуслуги». Однако многие предприниматели неохотно выбирают этот вариант, так как сайт недоработан и не очень удобен в использовании.
После получения бумаг у сотрудников МФЦ уходит от 3 до 8 рабочих дней на решение вопроса о ликвидации ИП. Быстрее удастся провести эту процедуру через ФНС, но в отчетный период очереди в ней могут отнять у вас целый день. После уведомления, которое рассылают сотрудники МФЦ в контролирующие органы, они готовят выписку из ЕГРИП. Именно ее выдают бывшему предпринимателю.
Читайте также: Может ли ИП работать без расчетного счета
Причины отказа в закрытии ИП
Есть несколько ситуаций, при которых сотрудники МФЦ не могут ликвидировать ваш бизнес. Вместо выписки из ЕГРИП выдается отказ. Это случается при следующих обстоятельствах:
- неполный пакет документов;
- нарушение порядка регистрации ИП во внебюджетных фондах;
- неоплаченная государственная пошлина;
- ошибки при написании данных в заявлении (либо разница между ними и сведениями из ЕГРИП);
- подача документов через посредника без нотариально заверенной доверенности.
Только в этих ситуациях отказ правомерен. Предпринимателю необходимо устранить недочеты и подать документы снова. Если же сотрудник МФЦ назвал иную причину, то обжаловать его решение можно через суд.