В настоящий момент открыть ИП не слишком трудно – вся процедура занимает мало времени, да и обходится в довольно символическую сумму. Начиная хозяйственную деятельность новоиспеченный, предприниматель редко задумывается о закрытии бизнеса, а между тем здесь есть множество нюансов, знать о которых необходимо.
Так сколько стоит закрыть ИП? Вся необходимая информация и еще пошаговая инструкция приводятся ниже.
Варианты ликвидации ИП
Закрывать ИП можно двумя основными способами:
• добровольно;
• принудительно.
В первом случае предприниматель самостоятельно инициирует ликвидацию, а во втором – все происходит по решению суда (и никак иначе).
Закрытие индивидуального предпринимателя в принудительном порядке происходит по таким причинам:
• несоблюдение правил осуществления хозяйственной деятельности;
• банкротство;
• неправомерная регистрация;
• недееспособность ИП;
• смерть бизнесмена;
• неоднократные (в течение одного года) грубые нарушения законов;
• раздел имущества при совместном ведении дел;
• аннулирование разрешения на пребывание в стране (для иностранцев).
Читайте также: Как правильно написать доверенность на закрытие ИП
При этом запись в ЕГРИП делают стандартную, не вдаваясь в подробности. Единственная разница – основания для закрытия бизнеса. При добровольном прекращении деятельности им является заявление, написанное по форме Р26001. Для принудительного используются данные переданные в налоговую службу.
Это может быть:
• свидетельство о смерти;
• заключение суда о признании недееспособности;
• вердикт арбитража о банкротстве;
• уведомление от миграционной службы.
Хозяйственная деятельность считается добровольно прекращенной лишь с момента внесения соответствующей записи в ЕГРИП, а не сразу после подачи заявления.
В принудительном порядке, когда ИП закрывают через суд, статус аннулируется в день:
• кончины;
• вступления в силу решения суда;
• прекращения действия разрешения на пребывание в РФ.
Чтобы закрыть дело самостоятельно, нужны такие документы:
• заявление (Р26001);
• паспорт;
• справка из ПФР;
• квитанция об оплате госпошлины.
Через фирму, которая специализируется на ликвидации ИП, все вопросы решаются обычно быстрее, но это обходится недешево – в среднем от 5 тысяч рублей.
Сколько нужно заплатить, если все делать самому? Госпошлина взимается в размере 160 рублей.
Пишем заявление
Перед тем как приступить непосредственно к закрытию ИП, потребуется совершить ряд обязательных действий:
• подготовить отчетность;
• выплатить долги;
• внести государственную пошлину.
Лишь после этого составляется заявление по форме Р26001. Его вкупе с остальными документами относят в ФНС по месту регистрации. Важно правильно заполнить все бумаги, поскольку при обнаружении даже небольшой ошибки в налоговой их откажутся принимать.
Бланк заявления есть на официальном сайте фискального ведомства. Основное, на что следует обратить внимание – полное соответствие данных с теми, что указывались при открытии ИП.
Обязательно приводятся следующие сведения:
• номер по ОГРНИП, полученный при регистрации;
• полное имя предпринимателя;
• ИНН.
Далее отмечается, каким образом планируется забрать документы:
• лично;
• с почты;
• с помощью доверенного лица.
Не забудете указать свой адрес и имеющиеся контакты.
Все сведения вносятся в заявление печатными литерами, кириллицей. Помарки и исправления не допускаются.
Закрытие в налоговой
Бумаги в ФНС в текущем году разрешается доставлять несколькими способами:
• лично;
• через представителя;
• почтой.
В первом случае требуется иметь паспорт, во втором нужна доверенность. Кроме того, все предоставляемые копии заверяют у нотариуса.
Отсылать по почте необходимо не обычным, а заказным письмом (с описью вложения и уведомлением о получении). Стоит знать, что дата подачи в последнем случае – это вовсе не момент отправки, а день поступления документов в ФНС.
На рассмотрение вопроса в налоговой отводится 5 рабочих дней. К этому сроку будут подготовлены:
• свидетельство, подтверждающее прекращение деятельности;
• выписка из ЕГРИП.
Если бывший предприниматель не пришел в назначенное время, то бумаги отошлют ему на тот адрес, что был указан в ходе регистрации.
В ситуации если ИП работал самостоятельно, налоговики направляют необходимые документы в ПФР и там предпринимателя снимают с учета автоматически.
Читайте также: Порядок закрытия счета в банке для ИП
ПФР и ФСС
Если предприниматель нанимал людей, то он в ПФР регистрируется как работодатель. Соответственно, при ликвидации ИП ему необходимо снятся с учета в Пенсионном фонде.
Для этого подается заявление и к нему прилагаются документы, свидетельствующие о расторжении трудовых отношений с наемными работниками. Они же необходимы и для ФСС.
Фонд соцстрахования обязан на протяжении двух недель после обращения индивидуального предпринимателя прекратить его регистрацию.
Как закрыть ИП с невозвращенными долгами
В данном вопросе есть немаловажный нюанс – помешать ликвидировать ИП отягощенное задолженностями может только одно обстоятельство. Речь идет о недоимке по налогам. В остальных случаях проблема с кредиторами решается и после закрытия бизнеса.
Однако предпринимателям необходимо понимать – сам по себе факт прекращения хозяйственной деятельности не отменяет долговые обязательства. Они все остаются в силе. При отказе от возврата денег кредиторы имеют полное право обратиться в суд.
Дабы с налоговой никаких проблем не возникло, надо подготовить декларацию о доходах, полученных за все время. Подают ее даже те, кто никакой хозяйственной деятельности не проводил.
Проверка ликвидированного ИП
Все бумаги, имеющие отношение к работе предпринимателя, следует сберегать не менее 4-х лет после закрытия дела.
Существует несколько видов ревизий, которые могут проводиться в отношении уже не работающего ИП:
• камеральная – в ходе нее документы изучают в уполномоченном органе;
• выездная – чиновники отправляются к предпринимателю.
По закону их разрешается проводить на протяжении 3-х лет с момента ликвидации.
Кроме того, ИП предоставляется право самому инициировать проверку, если у него есть основания полагать, что он в прошлые годы осуществил переплату по налогам.